Замкнутый круг: разрушенная микрофлоры кишечника и набор веса

Поделиться с друзьями:

Ожирение стало глобальным явлением, которое распространяется даже в менее развитых странах. Избыточный вес – заболевание, имеющее много факторов и которое требует комплексного лечения. Микрофлора кишечника также играет важную роль для поддержания баланса массы тела, так как влияет на использование энергии, получаемой из пищи, жировой обмен, аппетит, воспалительные процессы и гормональные функции. Изменение составляющих микрофлоры кишечника может быть как причиной, так и следствием избыточного веса.

Что такое микрофлора кишечника?

С самого начала люди сосуществовали с бактериями и другими микроорганизмами. Микрофлора кишечника является своеобразным «скрытым органом», состав и значение которого начали углубленно изучать лишь в последние годы.

Микрофлора желудочно-кишечного тракта содержит в 100 раз больше генетической информации, чем у человека, и состоит из бактерий, вирусов, архей и грибков. При таком высоком соотношении мы слабо представляем кто кого контролирует. В любом случае человек и микробиота должны сосуществовать, потому что не могут выжить друг без друга.

Люди обеспечивают микробам среду обитания, безопасность и пищу.
С другой стороны, микрофлора играет важную роль в саморегуляции, включая поддержание необходимой массы тела, участие во многих процессах организма, включая пищеварение, регуляцию обмена энергии, функционирование иммунной системы, синтез витаминов, защиту от патогенных бактерий и инородных тел.

До тех пор, пока микрофлора кишечника сбалансирована, она положительно влияет на здоровье человека, но при нарушениях, она может стать причиной многих хронических заболеваний (диабета, аутизма, депрессии, синдрома раздраженного кишечника…).

Большинство бактерий находятся в толстой кишке, так как в тонкой кишке бактериям сложно выжить из-за повышенного воздействия пищеварительных ферментов, желудочного сока и желчных солей. Микрофлора кишечника состоит из 6 бактериальных типов, среди которых преобладают бактерии Firmicutes (60%) и Bacteroidetes (20%), которые вместе представляют более 80% видов бактерий и оказывают чрезвычайное влияние на здоровье человека.

Соотношение Firmicutes и Bacteroidetes отличается у худощавых людей по сравнению с людьми, страдающими от избыточного веса

Что влияет на микрофлору кишечника?

Кишечная микробиота является чрезвычайно динамичной и гибкой, именно поэтому она реагирует на многие факторы окружающей среды. Таким образом, состав и разнообразие микробиоты кишечника постоянно меняются с самого рождения человека.

Первые годы жизни являются наиболее важными, в это время мама оказывает максимальное влияние на развитие микрофлоры ребенка. Таким образом вид родов (вагинальные, кесарево сечение), режим питания в первые месяцы жизни (грудное или смешенное вскармливание) и семейное окружение составляют основу микробиоты ребенка.

Резкие изменения также происходят при введении пищи, что делает микрофлору более разнообразной и приблизительно в возрасте двух с половиной лет уже похожей на кишечную микробиоту взрослых.

Хотя микробиота становится более стабильной по мере достижения зрелости, на ее разнообразие и состав влияет ряд факторов. На содержание влияют гигиенические условия, окружающая среда, в которой мы живем, стресс, злоупотребление алкоголем, биологические часы, возраст, а также генетический код. Микрофлора подвергается серьезным изменениям при приеме лекарств, особенно антибиотиков и препаратов, снижающих кислотность желудочного сока.

Однако из всех факторов, питание оказывает наибольшее влияние на микрофлору. Продукты с высокой степенью обработки, содержащие много насыщенных жиров и сахаров и при этом минимальное количество клетчатки негативно влияют на соотношение Firmicutes/Bacteroidetes. В то время как питание, основанное на средиземноморской диете, способствует балансу между вредными и полезными бактериями.

Главные причины избыточного веса

Нельзя отрицать тот факт, что ожирение вызвано длительным дисбалансом между потреблением и расходом энергии. Существует также простое правило для потери лишнего жира: необходимо тратить больше энергии, чем мы потребляем. Хоть и с виду это кажется легким, но в случае людей с избыточным весом, это далеко не так.

Масса тела регулируется сложными гормональными, нейронными и метаболическими процессами, влияющими на потребление и расход энергии.

Чрезмерное потребление калорий чаще всего связано с потреблением продуктов с высокой степенью обработки, которые чрезвычайно калорийны, так как содержат много насыщенных жиров и сахара. Такая пища легко превышает наши ежедневные энергетические потребности, при этом запуская накопление избыточной энергии в жировой ткани и негативно влияя на множество других процессов в организме, например, в последствии вызывая хроническое воспаление.

Такое питание также вызывает изменения содержание микробиоты кишечника и снижает ее разнообразие, что чрезвычайно важно для здоровья и веса человека, так как микрофлора кишечника существенно влияет на обмен веществ, аппетит, циркуляцию желчных кислот, гормоны и иммунную систему.

Влияние микрофлоры кишечника на массу тела

Кишечная микробиота напрямую оказывает влияние на пищеварение, всасывание и переработку пищи, а также потенциально может влиять на увеличение веса в следствии различных процессов.

1. Микрофлора кишечника напрямую связана с потреблением энергии

Бактерии в пищеварительном тракте несут ответственность за потребление энергии, поскольку они участвуют в переваривании пищи, которая иначе не переваривается человеком, и, таким образом, обеспечивают доступ к источникам энергии, которые в противном случае были бы недоступны и удалялись бы вместе с фекалиями.

У людей страдающих ожирением изменен состав кишечной микробиоты. Их микрофлора не настолько разнообразна, а соотношение бактериальных типов Firmicutes/Bacteroidetes склоняется в пользу Firmicutes. Известно, что Firmicutes эффективнее расщепляет неперевариваемые углеводы и превращает их в короткоцепочечные жирные кислоты, которые могут быть в последствии абсорбированы.

Западная модель питания, богатая насыщенными жирами и углеводами, при этом с низким содержанием клетчатки, создает благоприятную среду и приводит к распространению бактерий Firmicutes, которые более эффективно синтезируют углеводы и, таким образом, повышают усвоение потребляемой пищи. Однако выработанная дополнительная энергия будет скапливаться в жировых отложениях, если ее не использовать.

Короткоцепочечные жирные кислоты (бутират, пропионат и ацетат) являются побочным продуктом ферментации неперевариваемых волокон и впоследствии служат доступным топливом для клеточных процессов в разных органах. Например, клетки кишечника получают 60-70% своей энергии из короткоцепочечных жирных кислот. Однако короткоцепочечные жирные кислоты, которые не используются, переносятся в кровоток. Таким способом человек должен получать до 10% необходимой суточной энергии.

Однако различные короткоцепочечные жирные кислоты также играют важную роль при метаболизме. В то время как бутират является основным источником энергии для клеток кишечника, ацетат и пропионат способствуют образованию жира, холестерина, глюконеогенеза, процессу выработки глюкозы.

Однако не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. В то же время короткоцепочечные жирные кислоты приносят нам огромные преимущества, а также положительно влияют на массу тела. Так, например, ацетат проникает через гематоэнцефалический барьер, действует на гипоталамус и подавляет аппетит, а бутират угнетает активность нейронов, стимулирующих аппетит.

Причиной увеличения жировых отложений является не только использование энергии, получаемой из пищи, напротив жировые отложения основаны на микробной генетике, поскольку 75% микробных генов, связанных с ожирением, принадлежат Actionbacteria, 25% — Firmicute, а 42% генов, связанных с худощавостью, относятся к типу Bacteroidetes.

2. Микробиота кишечника участвует в метаболизме желчных кислот

Связь между желчными кислотами и микробиотой кишечника двусторонняя. Помимо того, что они необходимы для эффективного переваривания жиров, желчные кислоты также играют роль в регуляции микробиоты кишечника. Желчные кислоты обладают антимикробным действием, они повреждают клеточные стенки и препятствуют размножению бактерий. Диета, основанная на потреблении продуктов животного происхождения, увеличивает количество микроорганизмов, устойчивых к желчным кислотам, что приводит к нарушению микробиоты кишечника.

Однако кишечные бактерии могут преобразовывать первичные желчные кислоты, которые образуются из холестерина в печени, во вторичные желчные кислоты. Таким образом, кишечная микрофлора также влияет на жировой обмен и баланс холестерина.

3. Нарушение микрофлоры кишечника может стать причиной системного воспаления.

Ожирение связано с вялотекущим хроническим воспалением, которое может вызвать резистентность к инсулину и ряд метаболических заболеваний (диабет 2 типа, сердечно-сосудистые заболевания, неалкогольная жировая болезнь печени…). Ключевой связью между воспалением и ожирением является нарушенная кишечная микрофлора, которая способствует повышению проницаемости кишечника. Одной из причин системного воспаления, наблюдаемого у людей с ожирением, являются эндотоксины, липополисахариды, входящие в состав клеточных мембран некоторых бактерий.

Питание с высоким содержанием жиров и сахара может привести к нарушению кишечной микробиоты, в которой преобладают бактерии, являющиеся богатым источником липополисахаридов и других эндотоксинов. Такая диета также грозит повышенной проницаемостью стенок кишечника.

Повышенная проницаемость кишечника способствует поступлению в кровоток большего количества липополисахаридов. Попадая в кровоток, они усиливают воспалительные процессы, способствуют накоплению жира, гипергликемии, жировой дистрофии печени и вызывают резистентность к инсулину, а также, как правило, связаны с развитием метаболических заболеваний.

Также существуют бактериальные клетки (напр. бифидобактерии, Akkermansia Muciniphila), которые, напротив, помогают стабилизировать стенку кишечника, уменьшить системное воспаление, резистентность к инсулину и избыточный вес.

4. Микрофлора кишечника влияет на аппетит

Кишечник и мозг тесно связаны. Связь между ними осуществляется в обоих направлениях через вегетативную нервную систему и через эндокринную систему (гормоны).

Различные органы тела (желудок, поджелудочная железа, кишечник и жировая ткань) выделяют гормоны, которые стимулируют или подавляют аппетит. Гормоны — это сигнальные молекулы, которые сообщают мозгу о состоянии тела. Аппетит контролируется центральной нервной системой (гипоталамусом), которая реагирует на сигналы желудочных и кишечных гормонов и сигналы, поступающие от жировой ткани.

Микрофлора кишечника с ее составом и продуктами метаболизма, образующимися при ферментации, стимулирует высвобождение гормонов и нейромедиаторов, влияет на то, какие и сколько из этих гормонов будут синтезироваться. Таким образом, микробиота оказывает влияние на чувство голода или сытости. Лептин и грелин — это гормоны, которые существенно воздействуют на энергетический баланс.

Кроме своей основной функции накопления энергии, жировая ткань также выполняет функцию секреции гормонов, таких как лептин. Лептин — это гормон, который помогает регулировать долгосрочный энергетический баланс и информирует мозг о состоянии запасов энергии в виде жировой ткани. Когда их достаточно, он препятствует потреблению пищи и способствует расходу энергии.

Грелин, напротив, является гормоном, который недолговечен и высвобождается, когда мы не потребляем пищу. Он участвует в процессах энергетического баланса, а также в индивидуальных механизмах, влияющих на регуляцию аппетита. Гормон грелин высвобождается в желудке, активирует блуждающий нерв или передается по кровотоку в мозг, где проходит через гематоэнцефалический барьер и посылает в мозг сигналы голода, тем самым стимулируя прием пищи.

Как мы можем восстановить баланс микрофлоры кишечника?

Кишечная микробиота обладает высокой адаптивностью и восприимчивостью. После изменения диеты трансформация микробного состава начинает проявляться уже в первые 24 часа и стабилизируется в течение 10 дней.

На состав кишечной микробиоты можно легко повлиять с помощью соответствующих базовыми изменениями питания, при этом уделяя должное внимание потреблению пробиотических и пребиотических продуктов.

Первое, что необходимо сделать, это сократить потребление продуктов с высокой степенью обработки и продуктов с высоким содержанием насыщенных жиров и сахара, поскольку такие продукты отрицательно влияют на микрофлору кишечника.

Мы должны основывать свой рацион преимущественно на растительной пище (полезные углеводы, бобовые, орехи, семечки, фрукты и овощи), которая должна быть максимально разнообразной

Включите в свой рацион несколько из следующих питательных веществ, которые поддерживают здоровье микрофлоры:

  1. Говоря о кишечной микробиоте, мы не должны забывать о клетчатке, так как она является наиболее важным питательным веществом для полезных кишечных микробов и, соответственно, для общего состояния здоровья кишечника. Хорошо функционирующий кишечник – основа нашего здоровья.

    Даже небольшое и кратковременное увеличение потребления клетчатки вызывает серьезные изменения в микробиоте кишечника. Цель состоит в том, чтобы потреблять не менее 30 г клетчатки в день, что составляет около 5 порций фруктов или овощей в день (2 порции фруктов и 3 порции овощей). Клетчатка содержится во всех полноценных источниках растительной пищи (например, во фруктах, овощах, бобовых…).
  1. Полифенолы и флавоноиды содержатся во фруктах и ​​овощах, зеленом чае, кофе, бобовых, орехах и семенах. Они обладают антиоксидантными, противовоспалительными, нейропротекторными и противоопухолевыми свойствами. Эти соединения абсорбируются медленнее и хуже, поэтому они дольше остаются в кишечнике, где мы можем использовать все их благотворное влияние на микробиоту кишечника.
  1. Жирные кислоты Омега-3 — это незаменимые жирные кислоты, которые человеческий организм не может производить самостоятельно, поэтому нам необходимо получать их с пищей. Кроме других положительных действий на работу организма (напр. здоровье сердечно-сосудистой системы), Омега-3 позитивно влияет на микрофлору кишечника, создавая разнообразие, уменьшая воспалительные процессы за счет липополисахаридов и оказывая благотворное влияние на короткоцепочечные жирные кислоты.

    Жирные кислоты Омега-3 содержатся как в продуктах животного происхождения (в основном в лососе, сардинах, скумбрии), так и в растительных продуктах (грецких орехах, семенах льна и чиа). Но в этих продуктах жирные кислоты омега-3 находятся в неактивной форме, в процессе преобразования в активную форму, сохраняется всего 0,5-5% от потребления.
  1. Пробиотики и пребиотики – компоненты рациона, которые достойны своей репутации. Пробиотики – это живые микроорганизмы, благотворно влияющие на наше здоровье. Они содержатся в ферментированных продуктах (йогуртах, кефире, квашеной капусте и репе, мисо, ферментированных овощах…) или входят в состав пищевых добавок. При приеме внутрь они попадают непосредственно в пищеварительный тракт и таким образом способствуют восстановлению разрушенной микрофлоры кишечника.

    Пребиотики же на самом деле являются пищей для кишечной микробиоты, регулируют рН кишечника, что препятствует развитию болезнетворных бактерий, а также помогают регулировать аппетит. Так в чем же разница между клетчаткой и пребиотиками? Пребиотики на самом деле являются клетчаткой, но не всякая клетчатка является пребиотиком. Чтобы клетчатка также была пребиотиком, она должна обладать двумя свойствами. Во-первых, она может использоваться и ферментироваться кишечной микробиотой, а во-вторых, он также должен научно демонстрировать благотворное воздействие (для здоровья).

    Основными пребиотиками являются инулин, фруктоолигосахариды и галактоолигосахариды, содержащиеся во фруктах (абрикосы, нектарины, гранаты, сливы, инжир, финики…), овощах (артишоки, свекла, чеснок, лук, брюссельская капуста), а также орехах и бобовых.

У людей с избыточной массой тела наблюдается снижение разнообразия кишечной микробиоты, что также связано с дислипидемией (повышение триглицеридов и холестерина), нарушением уровня сахара в крови и усилением вялотекущего воспаления. Диета с более низким потреблением энергии и поддержкой микрофлоры кишечника является отличной стратегией для снижения веса. Поскольку кишечная микробиота является гибкой и легко адаптируется, ее можно восстановить с помощью правильного питания и образа жизни.

Полезным способом питания для микробиоты, географически близкой к нам, является средиземноморская диета. Она основана на разнообразных и красочных растительных продуктах, высоком содержании оливкового масла первого холодного отжима, жирных кислот омега-3, низком содержании животного белка, насыщенных жиров и сахара.

ССЫЛКИ и ЛИТЕРАТУРА:

  1. Cornejo-Pareja, I., Muñoz-Garach, A., Clemente-Postigo, M. et al. Importance of gut microbiota in obesity. Eur J Clin Nutr 72, 26–37 (2019). https://doi.org/10.1038/s41430-018-0306-8
  2. Crovesy L, Masterson D, Rosado EL. Profile of the gut microbiota of adults with obesity: a systematic review. Eur J Clin Nutr. 2020 Sep;74(9):1251-1262. doi: 10.1038/s41430-020-0607-6. Epub 2020 Mar 30. PMID: 32231226. 
  3. Muscogiuri, G., Cantone, E., Cassarano, S. et al. Gut microbiota: a new path to treat obesity. Int J Obes Supp 9, 10–19 (2019). https://doi.org/10.1038/s41367-019-0011-7 
  4. Karina Al-Assal, Ana Cristina Martinez, Raquel Susana Torrinhas, Camila Cardinelli, Dan Waitzberg, Gut microbiota and obesity, Clinical Nutrition Experimental, Volume 20, 2018, Pages 60-64, ISSN 2352-9393, https://doi.org/10.1016/j.yclnex.2018.03.001
  5. Yawei Fu, Yadong Wang, Hu Gao, DongHua Li, RuiRui Jiang, Lingrui Ge, Chao Tong, Kang Xu, «Associations among Dietary Omega-3 Polyunsaturated Fatty Acids, the Gut Microbiota, and Intestinal Immunity», Mediators of Inflammation, vol. 2021, Article ID 8879227, 11 pages, 2021. https://doi.org/10.1155/2021/8879227
  6. Beam A, Clinger E, Hao L. Effect of Diet and Dietary Components on the Composition of the Gut Microbiota. Nutrients. 2021;13(8):2795. Published 2021 Aug 15. doi:10.3390/nu13082795
  7. Green M, Arora K, Prakash S. Microbial Medicine: Prebiotic and Probiotic Functional Foods to Target Obesity and Metabolic Syndrome. Int J Mol Sci. 2020;21(8):2890. Published 2020 Apr 21. doi:10.3390/ijms21082890
  8. Leeuwendaal NK, Cryan JF, Schellekens H. Gut peptides and the microbiome: focus on ghrelin. Curr Opin Endocrinol Diabetes Obes. 2021 Apr 1;28(2):243-252. doi: 10.1097/MED.0000000000000616. PMID: 33481425; PMCID: PMC7924980.
  9. Davis CD. The Gut Microbiome and Its Role in Obesity. Nutr Today. 2016;51(4):167-174. doi:10.1097/NT.0000000000000167

Выберите раздел:

5 советов, как избежать алкогольного вздутия живота

A vicious circle: destroyed gut microbiota and weight gain

SHARE WITH FRIENDS:

Obesity has become a global phenomenon that is more and more present even in less developed countries. Overweight is an illness that is caused by multiple factors, and it requires a holistic approach. Gut microbiota is also important for a balanced body weight because it does not affect the usage of energy from food, fat metabolism, appetite, inflammatory processes, and hormonal functions. The change in the composition of the gut microbiota can be the cause, but also a consequence of being overweight.

What is gut microbiota?

People have been co-existing with bacteria and other microorganisms from the very beginning. Gut microbiota is a sort of a “hidden organ” whose composition and importance for the people’s health have been recognized only in the past few years.

Gut microbiota contains 100 times more genetic record than the human one and it is composed of bacteria, viruses, archei and yeast. Such high ratio leaves us wondering who is actually controlling whom here. However, a man and a microbiome need to live together because, in principle, they cannot survive without each other.

A human being provides the microbes with a life space, security, and food. On the other hand, the microbiota plays an important role in maintaining homeostasis, including maintenance of appropriate body weight, participation in many body processes, from digestion, energy regulation, immune system modulation, vitamin synthesis, protection from pathogenic bacteria and foreign bodies.

As long as the gut microbiota is balanced, it has an excellent effect on people’s health, but when it is destroyed, it can cause many chronic diseases (diabetes, autism, depression, irritable bowel syndrome…).

The biggest number of bacteria is in the large intestine because the conditions for the survival of the bacteria in the small intestine are quite unfavorable due to the increased exposure to digestive enzymes, stomach acid and bile salts. The gut microbiota is composed of 6 phyla – the bacteria from the Firmicutes phylum (60%) and Bacteroidetes phylum (20%) being the dominant ones. Together they represent more than 80% of species of bacteria and they have a huge impact on people’s health.

The ratio between the Firmicutes and Bacteroidetes bacteria has changed in overweight people compared to thin people.

What affects the gut microbiota?

The gut microbiota is extremely dynamic and flexible, and it reacts to many environmental factors. Accordingly, the composition and diversity of the gut microbiota is constantly changing from the person’s birth.

The most important period are the first years of life. In this period the mother has the most important impact on the establishment of the baby’s microbiome. The mode of birth (vaginal delivery, Caesarean section), feeding in the first months of life (breastfeeding, feeding with milk formula) and family surroundings are the foundation of the child’s microbiota.

When a child starts eating other kinds of food, there are again drastic changes, and the microbiota becomes more diverse. When a child is around 2 and a half years old, it becomes similar to the gut microbiota in adults.

Even though a microbiota becomes more stable when it reaches maturity, many different factors affect its diversity and composition. Its development is influenced by the hygienic conditions, our surroundings, stress, alcohol consumption, circadian cycle, age, and the genetic basis. A microbiota also goes through a lot of changes if we use medications, especially antibiotics and drugs that inhibit gastric acid.

However, from all the factors that affect the microbiota, the biggest impact has the nutrition. Highly processed food high in saturated fats and sugar and with a minimal quantity of fiber has a negative impact on the ratio of Firmicutes/Bacteroidetes bacteria. On the other hand, the food that is based on the Mediterranean diet maintains a good balance between the bad and useful bacteria.

The most important factors that have an impact on obesity

It’s a fact that obesity is caused by a long-term imbalance between the energy intake and consumption. There is also a simple equation for losing extra body fat: energy expenditure should exceed energy intake. Even though it seems simple, we can see on the example of people who want to lose excess weight that it’s not that easy.

Body weight is being regulated through complex hormonal, neural and metabolic mechanisms that affect the energy intake and consumption.

Intake of too much energy is mostly a consequence of the consumption of highly processed food that is extremely rich in energy because it contains a lot of saturated fats and sugar. By intaking such food into our body, it is very easy to exceed our daily energy needs and start storing the excess energy in our fat tissue. At the same time, we are negatively impacting many other body processes, such as starting a chronic inflammation.

This type of a diet also causes changes in the composition of the gut microbiota and it reduces its diversity, which is extremely important for the person’s health and body weight because the gut microbiota significantly impacts the metabolism, appetite, bile acid metabolism, hormonal and immune system.

The impact of the gut microbiota on body weight

The gut microbiota has a direct impact on the digestion, absorption, and metabolism of food, and it can potentially have an impact on weight gain through different mechanisms.

1. The gut microbiota has a significant impact on the energy intake

The bacteria in the digestive tract are responsible for the energy intake because they participate in the digestion of food which is normally indigestible for a human. That way they enable the access to the energy sources which would otherwise be inaccessible, and which would be eliminated from the body together with the feces.

Overweight people have an altered composition of the gut microbiota. Their microbiota is less rich and diverse, and the ratio between the bacteria from Firmicutes/Bacteroidetes phyla tends to lean towards the bacteria from the Firmicutes phylum. It is well known that the bacteria from the Firmicutes phylum are more efficient in the breakdown of the carbohydrates which we find indigestible and turning them into short-chain fatty acids that can be absorbed.

Western diet, which is rich in saturated fats and sugar and poor in fiber, creates a friendly environment for the bacteria from the Firmicutes phylum and leads to the spread of primarily those bacteria that effectively metabolize carbohydrates and therefore enable bigger consumption of energy from the consumed food. However, this additional energy will be stored in fat deposits if it is not spent.

Short-chain fatty acids (butyrate, propionate, and acetate) develop as a by-product of the fermentation of fibers that are indigestible for a human being, and they can later serve as a kind of available fuel for cell processes in different organs. For example, gut cells receive 60 to 70% of their energy from the short-chain fatty acids. However, unspent short-chain fatty acids are being transferred to the bloodstream. This way, a person should get no less than 10% of the daily energy needs.

However, different short-chain fatty acids also have different metabolic roles. While the butyrate is the primary energy source for the gut cells, acetate and propionate are used in producing fats, cholesterol and gluconeogenesis, a process of making glucose.

Still, not everything is as simple as it seems at first. On the other hand, short-chain fatty acids have huge benefits and positive effects on the body weight. For example, acetate crosses the blood-brain barrier, affects the hypothalamus, and suppresses appetite, and butyrate inhibits the activity of the appetite stimulating neurons. 

An increase in body fat is not just a result of a better usage of the energy from food, but it is also based on microbial genetics, because as much as 75% of microbial genes that are associated with obesity belong to the Action Bacteria bacteria, and 25% to the Firmicutes bacteria. On the other hand, 42% of the genes associated with slenderness belong to the Bacteroidetes bacteria.

2. The gut microbiota participates in bile acid metabolism

The connection between the bile acids and gut microbiota is two-way. Besides being critical for the effective fat digestion, bile acids also play a role in the regulation of the gut microbiota. Bile acids have an antimicrobic effect, they damage the cell walls and prevent the growth of bacteria. A diet that is based on a high intake of foodstuffs of animal origin increases the number of microorganisms that are resistant to bile acids, which leads to the disruption of the gut microbiota.

On the other hand, gut bacteria can metabolize primary bile acids that are made from the cholesterol in the liver into secondary bile acids. Therefore, the gut microbiota has an effect on the metabolism of fat and cholesterol balance.

3. A disturbed gut microbiota can lead to a systemic inflammation

Obesity is connected to the low-grade chronic inflammation which can lead to insulin resistance and several metabolic diseases (type 2 diabetes, cardiovascular disease, non-alcoholic fatty liver…). The key link between the inflammation and obesity is a disturbed gut microbiota which helps increase the intestinal permeability. One of the triggers of the systemic inflammation that can be recognized in obese people are endotoxins, lipopolysaccharides, which are a component part of the cell membranes of some bacteria. 

A diet rich in fats and sugar can lead to a disturbed gut microbiota which is dominated by the bacteria that are a rich source of lipopolysaccharides and other endotoxins. On the other hand, such diet also endangers the cell wall permeability.

An increased intestinal permeability facilitates the entry of higher levels of lipopolysaccharides into the bloodstream. After entering the bloodstream, they increase the inflammatory processes, stimulate fat build-up, hyperglycemia, fatty liver, and cause insulin resistance, and they are generally related to the occurrence of metabolic diseases. 

On the other hand, there are bacterial cells (e.g. Bifidobacteria, Akkermansia Muciniphila) that help in stabilization of the cell wall, reduction of systemic inflammation, insulin resistance and regulation of overweight.

4. The gut microbiota affects the appetite

The gut and the brain are tightly connected. The communication between them is two-way through the autonomous nervous system and endocrine system (hormones).

Different organs in the body (stomach, pancreas, intestines, and adipose tissue) release hormones that work by stimulating or suppressing appetite. Hormones are signal molecules which transfer the information about the body condition to the brain. Appetite is controlled through the central nervous system (hypothalamus), which reacts to the signals of the stomach and intestine hormone, and the signals coming from the adipose tissue.

With its composition and metabolites that are produced during the fermentation, the gut microbiota stimulates the release of hormones and neurotransmitters and has an impact on which and how many of those hormones are going to be synthesized. This is how microbiota affects the sense of hunger or satiety. Leptin and ghrelin are hormones that significantly affect the energy balance.

Besides the basic function of storing energy, adipose tissue also has a function of secreting hormones, such as leptin. Leptin is a hormone that helps in the regulation of energy balance on a long-term basis and transfers information about the status of the energy stores in the form of adipose tissue to the brain. When those stores are high, it inhibits the food intake and stimulates energy expenditure.

On the other hand, ghrelin is a hormone that acts on short-term basis and gets released at the time when we do not eat. It is included in the processes of the energy balance, as well as hedonic mechanisms that affect the regulation of appetite. Ghrelin is released in the stomach, it is activated by the vagus nerve or is being transferred to the brain through the bloodstream, where it crosses the blood-brain barrier and transfers the hunger signals to the brain which stimulates the food intake.

How can the balance of the gut microbiota be re-established?

The gut microbiota is extremely adaptable and sensitive. If we change our diet, the change of the microbial composition becomes evident within the first 24 hours and is finally stabilized within 10 days.

We can influence the composition of the gut microbiota by appropriate basic interventions to our diet, and we should pay special attention to the intake of probiotic and prebiotic food.

The first step that needs to be taken is to reduce the intake of highly processed food and food rich in saturated fats and sugar, because such food is harmful for the gut microbiota.

We should base our diet mostly on foodstuffs of plant origin (healthy carbohydrates, legumes, nuts, seeds, fruit, and vegetables), which should be as diverse as possible.

Include some of the following nutrients that support useful microbiota in your diet:

  1. When we talk about the gut microbiota, we cannot skip fibers because they are the most important nutrient for the useful gut microbes, and therefore for the gut health in general. The foundation of our health is to have a well-functioning gut.

    Even a small and short-term increase in fiber intake causes great changes in the gut microbiota. The goal is to intake at least 30 g of fibers per day, which is around 5 portions of fruit and vegetables per day (2 portions of fruit and 3 portions of vegetables). Fibers are present in all sources of healthy plant-based food (e.g. fruit, vegetables, legumes…).
  1. Polyphenols and flavonoids can be found in fruit and vegetables, green tea, coffee, legumes, nuts, and seeds. They have antioxidative, anti-inflammatory, neuroprotective, and anticancer properties. These compounds are being slowly and badly absorbed, so they stay in the gut longer so we can take advantage of all their beneficial effects on the gut microbiota.
  1. Omega 3 fatty acids are essential fatty acids which cannot be produced by the human body itself, so we need to take them in through food. Besides their other important roles in the body (e.g. cardiovascular health), we cannot disregard their positive effect on the gut microbiota because they directly modulate the diversity of the microbiota, reduce the inflammatory processes that have occurred due to lipopolysaccharides and have a beneficial effect on the production of short-chain fatty acids.

    Omega 3 fatty acids can be found in animal sources (mostly in salmon, sardines, mackerel) and the foodstuffs of plant origin (walnuts, flax, and chia seeds), but they come in an inactive form omega 3 and they need to be additionally converted and this conversion is only from 0,5 to 5 %.
  1. Probiotics and prebiotics are food components that deserve all the glory they get. Probiotics are live microorganisms that have a beneficial effect on our health. They can be found in fermented food (yogurts, kefir, sauerkraut and sour turnip, miso, fermented vegetables…) or they can be found as food supplements. When they are consumed, they enter directly into the digestive tract and therefore help restore the destroyed gut microbiota.

    Prebiotics are, however, food for gut microbiota. They modulate the pH value of the gut which is not suitable for the development of pathogenic bacteria and help in regulation of appetite. What’s the difference between fibers and prebiotics? All the prebiotics are fibers, while not all the fibers can be prebiotics. For the fibers to also be prebiotics, they need to have two properties. The first one is that the gut microbiota can be used and fermented, and the second one is that it also has to scientifically prove the beneficial (health) effects.

    The main prebiotics are inulin, fructo-oligosaccharides, galacto-oligosaccharides which can be found in fruit (apricots, nectarines, rosehip, plums, figs, dates…), vegetables (artichokes, beet, garlic, onion, Brussels sprouts) and nuts and legumes.

Reduced diversity of the gut microbiota can be seen in overweight people, which is also connected to dyslipidemia (elevated triglycerides and cholesterol), disrupted blood sugar control and elevated low-grade inflammation. Diet intervention, with a smaller energy intake and with the support of the gut microbiota, is an excellent strategy for losing weight. Since the gut microbiota is flexible and adaptable, it can be restored with an appropriate support through diet and by adapting the way of life.  

Beneficial diet for the microbiota, which is also geographically close to us, is a Mediterranean diet. It is based on a diverse plant base, large consummation of extra-virgin olive oil, omega 3 fatty acids, and a low share of animal proteins, saturated fats and sugar.

SOURCES AND LITERATURE

  1. Cornejo-Pareja, I., Muñoz-Garach, A., Clemente-Postigo, M. et al. Importance of gut microbiota in obesity. Eur J Clin Nutr 72, 26–37 (2019). https://doi.org/10.1038/s41430-018-0306-8
  2. Crovesy L, Masterson D, Rosado EL. Profile of the gut microbiota of adults with obesity: a systematic review. Eur J Clin Nutr. 2020 Sep;74(9):1251-1262. doi: 10.1038/s41430-020-0607-6. Epub 2020 Mar 30. PMID: 32231226. 
  3. Muscogiuri, G., Cantone, E., Cassarano, S. et al. Gut microbiota: a new path to treat obesity. Int J Obes Supp 9, 10–19 (2019). https://doi.org/10.1038/s41367-019-0011-7 
  4. Karina Al-Assal, Ana Cristina Martinez, Raquel Susana Torrinhas, Camila Cardinelli, Dan Waitzberg, Gut microbiota and obesity, Clinical Nutrition Experimental, Volume 20, 2018, Pages 60-64, ISSN 2352-9393, https://doi.org/10.1016/j.yclnex.2018.03.001
  5. Yawei Fu, Yadong Wang, Hu Gao, DongHua Li, RuiRui Jiang, Lingrui Ge, Chao Tong, Kang Xu, “Associations among Dietary Omega-3 Polyunsaturated Fatty Acids, the Gut Microbiota, and Intestinal Immunity”, Mediators of Inflammation, vol. 2021, Article ID 8879227, 11 pages, 2021. https://doi.org/10.1155/2021/8879227
  6. Beam A, Clinger E, Hao L. Effect of Diet and Dietary Components on the Composition of the Gut Microbiota. Nutrients. 2021;13(8):2795. Published 2021 Aug 15. doi:10.3390/nu13082795
  7. Green M, Arora K, Prakash S. Microbial Medicine: Prebiotic and Probiotic Functional Foods to Target Obesity and Metabolic Syndrome. Int J Mol Sci. 2020;21(8):2890. Published 2020 Apr 21. doi:10.3390/ijms21082890
  8. Leeuwendaal NK, Cryan JF, Schellekens H. Gut peptides and the microbiome: focus on ghrelin. Curr Opin Endocrinol Diabetes Obes. 2021 Apr 1;28(2):243-252. doi: 10.1097/MED.0000000000000616. PMID: 33481425; PMCID: PMC7924980.
  9. Davis CD. The Gut Microbiome and Its Role in Obesity. Nutr Today. 2016;51(4):167-174. doi:10.1097/NT.0000000000000167

Choose chapter:

Using Baking Soda for Heartburn: Is It Effective?